на главную | написать письмо
Новости
Бесплатно скачать книги
23.04.2008
"Лунный воин", "Мой друг бессмертный", "Малышка и Карлссон (1 и 2)", "Князь тишины", "Дракон мелового периода" - все эти книги можно теперь бесплатно скачать с моего сайта.

Новые книги
22.04.2008
Вышли в свет сразу две мои новые книги! "Громовая жемчужина" и детская повесть о приключениях Глюкозы. Сдана в печать еще одна книга - "Мельница желаний".

ЛитАкадемия
20.11.2007
Вниманию тех, кто собирается стать писателем, но не знает, как это сделать. www. litacademia.ru - сетевой литературный университет, ...


читать все новости...
 
 
 
 
hhhh    
  • Статьи и рецензии

     

     

                Вадим Панов, «Занимательная механика».


    Новый роман «Занимательная механика» Вадима Панова продолжает  и развивает главную тему  сборника «Таганский перекресток». Обе эти книги, объединенные  манерным слоганом  «La Mystique de Moscou»,  посвящены такому несуществующему  в природе явлению, как московская мистика.  Вернее сказать, они-то ее и создают.

                Московская мистика «Занимательной механики» начинается, что характерно, не в Москве, а в дремучих дебрях  Сибири. Первые главы романа вызывают в памяти таежные квесты Бушкова.  Таинственная богиня,  Золотая Баба,   тысячелетиями охраняемая могущественными шаманами. Экспедиция за экспедицией пропадает в тайге, не достигнув вожделенной цели, а охотники за сокровищами и тайнами все не переводятся.  Наконец некий молодой  шаман, уничтожив очередную компанию любителей древностей, решает, что Золотой Бабе в Сибири находиться слишком опасно. И перевозит ее в более тихое и укромное место… Угадали -  в  Москву.

     

                Действие романа развивается в пространстве модного нынче направления литературы  «Рублевка глазами ее обитателей». Олигархи,  особняки, казино. Тщательно, со знанием деталей, прописанные знаки статуса: одежда, машины, антиквариат. Взгляд на жизнь богатых и супербогатых людей не через забор, а как бы изнутри. Вблизи они, оказывается,  обычные люди: много работают,  растят детей, женятся, разводятся, изменяют женам… Иногда их  даже убивают.

                Завязка романа  достаточно стандартна. Происходит странное, беспричинное  на первый взгляд убийство олигарха, которое берется расследовать  лучший в городе сыщик.  Но вскоре выяснится, что убийство было совершено не людьми.  Точнее, уже не совсем людьми…

     

                От незамысловатого «Тайного города»  автор ушел очень далеко. По проработанности мира, по языку книга ближе к отличному киберпанку «Анклавов».  Но в  «Занимательной механике» Панов  развивает тему, которая осталась едва затронутой в «Московском клубе»  и «Поводырях на распутье» -  тему волшебства.  «У всех древних европейских городов есть своя мистика. Париж, Прага, Петербург… У Москвы ее нет», -  жалуется автор устами своих героев. Он  хочет заполнить эту лакуну и создать  московскую мифологию сам, на пустом месте. Иной раз получается весьма забавно, например, те же призрачные Три Палача   -  назгулы с Лубянки, и прочая коммунистическая демонология.  Московская мистика -  очень специфическое явление.   Магия больших денег,  магия власти и  крови.  И совсем новый вид магии -  магия гениальности, магия мастерства.

                Мы переходим к самому интересному.  К тому, чего еще ни разу не встречалось в том или ином виде в предыдущих книгах Панова.

                 В «Нейроманте» Уильяма Гибсона,  с которым небезосновательно сравнивают «Анклавы», еще двадцать лет назад была поймана тема, которую сейчас активно разрабатывает Панов. В мире высоких технологий бешеным успехом пользуются предметы ручной работы. Не серийная штамповка, а уникальный, единственный в своем роде шедевр (chef doeuvre) -  «работа мастера». Остается только найти этого мастера, но это не так-то просто…

                Итак, в Москве живет новый вид  сверхчеловеков -  искусники. Люди, которые  в мире массового производства  достигли таких невероятных высот каждый в своем  ремесле, что  теперь его не повернется язык назвать ремеслом. Разве что новой разновидностью  магии.   Этот вид магии -  не для избранных. Он доступен каждому, надо только быть достаточно умным и настойчивым, чтобы его освоить. «Иди своим путем, ищи себя, -  на разные лады убеждает читателя автор. – Вот он, путь к счастью, это есть истинный успех -  достичь вершин в своей работе, а затем и подняться над ними».

                Совсем неплохая мораль, но сюжет книги скорее опровергает ее, чем подтверждает. В контексте авторской идеи не совсем понятна сущность  интриги,  затеянной лучшим из искусников, бессмертным Гончаром. Зачем он пытается подчинить себе остальных? Какая может быть борьба за власть,   если, как многократно повторяет автор,  у каждого мастера - свой путь?  Да и сами искусники -  отнюдь не святые и уж явно не пример для подражания. «Циничные эгоисты, занятые только самосовершенствованием»  -  так называет их автор. Впрочем, безо всякого осуждения.  Моральные оценки здесь отсутствуют.  «Перестать ползать, чтобы достичь вершин», подняться над массой,  над людьми, которые не смогли или поленились разглядеть в себе талант -  вот  девиз искусников. Обычная мораль Панова -  «горе побежденным». В его фантастическом мире слабым места нет.  Награду получают сильные, целеустремленные, жестокие.

     

                Этот подход  создает читателю определенные  трудности. Все герои одинаково неприятны -  за кого болеть? У каждого искусника есть свой скелет в шкафу. Главный герой жесток, беспринципен,  не раздумывая идет на предательство. Искусник Гончар, который  обладает даром видеть во всем живую душу, оказывается в конце  неприятным туповатым властолюбцем. Побеждает безликий Механикус, бог машин.  Профессионализм торжествует над вдохновением.

     

                 Справедливости ради надо сказать, что, несмотря на все вышеописанные сомнительные моменты, «Занимательная механика» -  отнюдь не проходная сериальная книга, а безусловный шаг вперед. Куда идти человеку, который уже достиг вершин?  Наверно, автор и сам задается этим вопросом. Как и в безжалостном мире мистической Москвы, тот, кто  останавливается, вскоре теряет все. Поэтому жизненно необходимо продолжать движение, искать новые ходы и новые темы.

     

     

     

     

     

    Александр Мазин. Дилогия «Время перемен». «Утро судного дня».

     

                 Наш мир полвека спустя.  Российская империя -  сильное процветающее государство. Кроме фантастического допущения (использования геотермальной энергии)  прогноз развития мира вполне  реалистичен. Черная  и арабская Европа. Китайско-мексиканские американские штаты, растерявшие все претензии на мировое господство -  зона политической нестабильности, сырьевой придаток Японии.  Китай - могучая,  самодостаточная держава, которая, как и три тысячи лет назад, полагает всех иностранцев варварами и идет своим путем. Которая не считается с интересами мирового сообщества, и чьи научные разработки поставили все человечество под угрозу исчезновения.

     

                Однако не будем забывать, что перед нами не столько альтернативная история (тщательно прописанная, но далеко не основная тема), сколько фантастика. К ней и вернемся. Итак, на  мир будущего  неожиданно обрушилась напасть -  «ифрит», или  синдром спонтанной  деструкции.  Бич Божий  гуляет по планете, падая без разбора на правых и виноватых. Разрушительные природные явления, цунами, ураганы, землетрясения, припадки неконтролируемой ярости у людей - как будто планета и человечество хочет уничтожить самое себя. Со временем выяснилось, что «ифрит» - это реакция природы на научные исследования и эксперименты, особенно в области биотехнологий и космических исследований. Кто-то хочет остановить развитие науки? Или намекает, что человечество свернуло на ложный путь?

     

                Но вот однажды в процессе  некоего запрещенного эксперимента в лаборатории подпольного научного центра появляется трехглазый… инопланетянин? Представитель расы, населявшей планету до Homo Sapience?  А может… ангел смерти?  Трудно сказать -  потому что никто не способен пережить встречу с ним.  Каждый, кто его увидел, умирает на месте. Кроме одного человека -   главного героя дилогии, молодого офицера Артема Гривы.

     

                Книга многослойна.  На поверхности -  достаточно простой  сюжет  «наши в прошлом». Артема отправляют на 50 тысяч лет назад, в каменный век, откуда явился трехглазый, чтобы в полевых условиях  разобраться, что к чему. Уж не  в прошлом ли истоки всех нынешних катаклизмов?  Может, древнейшая история человечества совсем не такая, как мы считаем?  Но этот незамысловатый «экшен» -  как верхушки островов над  океаном  скрытого смысла.

                Это удивительная  футуристически-религиозная картина мира, подобной которой в нашей фантастике не было. То, что мы традиционно считали аллегориями, в книге представлено буквально.  Судный день человечества уже настал. Ангел смерти  гуляет по земле. Люди об этом, конечно, даже не догадываются. Большое видно издалека. Например, из палеолита. Кстати,   жизнь палеолита  достоверна и полна подробностей, которые несомненно оценят археологи и антропологи. Из-за обилия материала множество сюжетных линий, к сожалению, было отложено до лучших времен -  например,  интересная трактовка  неандертальцев. Только намеками дана   сюжетообразующая концепция  поочередно сменяющих друг друга человеческих рас. Представитель  новой  расы не родится, пока не умрет последний представитель последней.  Но читатель об этом должен догадаться сам.

     

                Книга содержит множество аллюзий на библейские сюжеты. В принципе, для образованного человека, читавшего Библию,  сложный и намеренно запутанный  сюжет книги совершенно прозрачен. Судный день. Содом и Гоморра.  Ангел смерти.  Пророки и пророчества.  Вавилонская башня. Эдем, рай на земле, в который попал Артем, и который он ненамеренно погубил.  Чернокожие дикари-демонопоклонники -  предки будущего человечества, и уничтоженные ими невинные и обаятельные обитатели Эдема, «экспериментальная группа» идеальных людей, для которых заповедь «не убий»  -  не абстракция, а императив. И, наконец, рождение будущего Спасителя человечества. Но об это читатель узнает уже из следующей книги.

     

                Автор не жалеет читателя и очень много от него требует. Значительных  общекультурных  и исторических  знаний, внимательного чтения, желания и умения разобраться в загадках сюжета. Вместе с тем книга отлично  читается просто как «альтернативка с экшеном» - это «фирменная» особенность книг Александра Мазина.  Поскольку на обложке изображен  спецназовец со стрелой в зубах,  то эта категория читателей вероятно и будет самой многочисленной. А заложенная автором  многоплановость останется для избранных.

     

    .

     

     

     

     

     

     

     

     

    Избранное
    Моя страница в Живом Журнале
    Страница в Живом Журнале http://anna-gurova.livejournal.com - это мой НЕофициальный приют в интернете. Что там есть? Много всякой всячины...

    Рассказы о собаках
    Обратите внимание

    столы
    Обмен ссылками    Техническая поддержка CYGNUS HOSTING